Меценаты Старобельска: часть вторая Вторая часть рассказа Александра Леоничева, любителя истории родного края, о благотворительной деятельности на Старобельщине Наиболее ярко меценатство в нашем крае проявилось в построении и обустройстве храмов. В благотворительности подобного рода участвовали все сословия населения, независимо от финансового положения. Причем люди с малым достатком готовы были помогать чаще, чем богатые Простой люд, мещане, крестьяне, мелкие торговцы оказывали помощь трудом, небольшими пожертвованиями, кружечными сборами. Так, к примеру, девица Орлова в 1866 г. пожертвовала в пользу Старобельской женской общины 500 руб., за что Св. Правительствующий Синод своим указом от 17 января 1867 г. за №353 преподал ей свое благословение. В 1870 г. государственный крестьянин Григорий Шевченко жертвует той же общине 500 руб. В 1871 г. от прихожан Покровского собора г.Старобельска на устройство церкви было собрано 4497 руб. 90 коп. Но все же эта часть пожертвований составляла небольшой процент. Основной объем средств обеспечивала благотворительность состоятельных господ. Как здесь не вспомнить помещицу Агафию Фомину-Синельникову «…много споспешествовавшей своими благодеяниями и советами…» в построении старобельской Покровской церкви. В числе благотворителей упомянем старобельчанина, коллежского асессора Гирчича, положившего в 1868 г. «…в Скопинский городской банк, на вечные времена, тысячу рублей с тем, чтобы процентами с этого капитала пользовалось то духовенство, которое будет отправлять богослужение в старобельской кладбищенской церкви». Старобельский купец Федор Бойчевский в 1870 г. жертвует на возобновление иконостаса Соборной Покровской церкви 200 руб.
Смерть Кожухова
Уже ранее упоминавшийся нами купец Алексей Кожухов в 1871 г. оплатил покупку колокола и двух «…сребро-позлащенных риз в старобельскую Николаевскую церковь…». Надо сказать, что этот не единожды упоминавшийся в нашем рассказе меценат оставил «…по себе самые лучшие воспоминания не только в городе, но и далеко за его пределами. Обладая крупным состоянием, он отличался редкою…отзывчивостью к нуждам бедняков.
Благотворительность его была очень велика, так как многие бедные горожане и нуждающиеся из окрестных селений получали от него, смотря по надобности, или временную, или постоянную помощь». К сожалению, он рано ушел из жизни, прожив неполных 38 лет, а между тем мог бы еще много хорошего сделать для общества. «В лице г. Кожухова старобельское общество понесло тяжелую утрату, так как Старобельск не видел у себя столь гуманных и отзывчивых к страданиям ближнего людей».
Пожертвование императрицы
В то же время следует отметить, что поддержка церкви исходила не только от дворянства, купечества и промышленников города. В истории Старобельской женской скорбящей общины имел место факт пожертвований даже со стороны «…Ее Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны…». Случай этот был описан в 1873 г. протоиереем Григорием Дюковым в очерке «Старобельская женская община «Всех Скорбящих Радости». Упомянутая нами царствующая особа в 1862 г. «…соизволила пожаловать…» настоятельнице общины матушке Ангелине «…полную ризницу из золотой парчи для священника, диакона и псаломщика, с четырьмя одеждами и тремя воздухами»….«Драгоценный этот дар…» сопровождался письмом секретаря Ее Величества Петра Алексеевича Морица, в котором он просил уведомить его о получении облачения и «…принять уверение в истинном почтении и совершенной преданности…».
Меценат П.Бойчевский
Заметный след в летописи монастыря оставил степенный гражданин, купец, Петр Осипович Бойчевский. В 1975 г. в новую построенную для женской общины церковь он жертвует стоимостью в 400 руб. серебром «…лучшей художественной работы…»…«…в вызлощенной, большого размера, раме изображение Спасителя, сидящего на престоле во славе…». Помимо упомянутого Святого Образа им же для обители были пожертвованы следующие вещи: «…потир серебряный 84 пробы, вызлощенный с прибором;…ковчег серебряный 84 пробы, вызлощенный, для хранения св.Даров; напрестольные одежды дорогой парчи; серебряный 84 пробы, вызлощенный, напрестольный благословенный крест; полные облачения для священника и диакона; серебряное 84 пробы кадило; плащеница с девятью предстоящими лицами, шитая золотом, с такими же богатыми кистями и бахромою, а для хранения оной - изящной работы гробница и наконец колокол большого веса». «Всех же вообще пожертвований деньгами и вещами Бойчевским сделано на сумму более 4000 руб. серебром».
Столь щедрый на пожертвования вышеназванный нами меценат по упоминаниям протоиерея Дюкова «…проживал в своем загородном доме на противоположенной стороне общины и состоял в приходе старобельского Покровского собора». Так случилось, что «любимая дочь его Екатерина, уже совершенная невеста, заболев, по совету медиков, отправлена была в Крым для лечения. Там, от неосторожного обращения с огнем, у нее загорелось платье, и вследствие полученных ожогов и от перепуга несчастная девица - радость, надежда и утешение нежно любящих родителей - умерла. Горестные благочестивые родители перевезли тело усопшей дочери своей на родину и предали оное земле в мирных стенах общины «Всех скорбящих Радость». Это печальное событие приблизило П.О. к общине и сделало его одним из первых его благотворителей».
Покаяние за отказ
А вот еще один из необычных эпизодов благотворительности, описанный все тем же Дюковым в упомянутом нами выше его очерке, связанный с преобразованием богадельни в обитель. Протоиерей пишет, что «не имея материальных средств к осуществлению этого своего благого намерения, госпожа Булич обратилась с просьбою к одному своему знакомому о займе 400 рублей с полной уверенностью получить их, и сверх всякого чаяния получила в этом отказ….Через несколько времени после получения отказа в вспомоществовании тот же самый господин 17 ноября 1861 г., вот что писал к госпоже Булич: «Милостивая Государыня Анна Ивановна! Последствия скоро указали, что письмо ваше ко мне о займе для обители вашей 400 рублей было не что иное, как испытание Матери Божией в призыве меня на богоугодное дело; чувствую теперь, что злой дух - ненавистник добра воспрепятствовал мне поделиться с Царицею Небесною ограниченными средствами и не доверить Ей долга, чрез что мог бы несомненно ожидать не только возвращения, но и заступничества в оставлении долгов - грехов моих и моего семейства, за это она и не помедлила наказать меня жестоко: в день отказа в пособии, чрез письмо к сестре, заболела моя любимая дочь и на пятый день переселилась в вечность; в день похорон ее заболела и другая и получила сего дня тот же предел. Невозможно описать вам горьких чувств отца и матери, тяготеющих нас глубокими ранами потери детей. Но благодарю Господа, посещающего меня скорбью в сей краткой жизни,- не желая более подвергать себя столь видимому гневу Господа Бога и Его Пречистой Матери, я посылаю вам 400 рублей; возвратите их мне тогда, когда вспоможет вам Божия Матерь. Вместе с этим я поручаю вашим и всей обители вашей теплым молитвам себя с семейством и родных, имена коих при сем прилагаю, и прошу вас молить Господа и Пречистую Его Матерь; молите, да простит мое маловерие, да и утешит нас в скорби, да пошлет блага в жизни на земли и да сподобит нас явиться без долгов греховных пред Ним на страшном судилище. Все это пишу вам с глубоким чувством христианина кающегося, и если чудо, постигшее меня, достойно звания подобных мне грешников, то прошу вас не обнаружить моего имени и фамилии. С чувством глубочайшего моего к вам уважения имею честь быть навсегда вам покорный слуга».
Что было дальше
Революционные события 1917 г., переход к жесткой антирелигиозной политике полностью изменили жизнь монастыря. В 1921 г. все его имущество и ценности были описаны, национализированы и изъяты. Часть церковных вещей раздали верующим. А в 1924 г. он стал «…красивым приютом для детишек…». С приходом советской власти меняется понятие благотворительности, Появляются новые объекты ее применения и формы. Вот наглядный пример в духе своего времени, из 1924 г. Товарищ Рудович через местную газету «Червоний хлібороб» информирует, что по вызову товарища Хижняка он вносит на памятник Ленину 10 руб. и призывает внести «…зав. Будынком тов. Воробьева 5 руб, члена Окрико тов.Бабичева 5 руб. и пом. Окрмилиции тов. Рудовича 5 руб.». В эпоху развитого социализма, а это начало 60-х - середина 80-х годов, достигается наивысший уровень жизни большинства населения страны. Безработица, бедность, а вместе с ними и благотворительность уходят в прошлое. Последнее считалось присущим буржуазному обществу, в котором частными лицами оказывалась материальная помощь обездоленным из милости. На смену ей приходит социальная ответственность, которая наиболее ярко выражалась в шефстве предприятий и организаций над объектами культуры, образования и сельского хозяйства. С начала 90-х годов прошлого века в следствие бурных процессов связанных с расширением частнопредпринимательской деятельности происходит стремительное расслоение общества. Появляется новый класс богатых людей и в тоже время значительная масса населения нищает. В конечном итоге все это приводит к возрождению общественного интереса к благотворительности. Появляются новые меценаты, о которых когда-нибудь тоже напишут.
Александр Леоничев
В статье использованы материалы газет и журналов прошлых лет: «Харьковские епархиальные ведомости», «Южный Край», «Утро», «Червоний хлібороб», «Сборник постановлений по народному просвещению»,«Харьковский календарь» В истории Старобельска имел факт пожертвований даже со стороны императрицы Марии Александровны 42685 Монастырская колокольня. Один из ее колоколов большого веса пожертвован степенным гражданином Петром Осиповичем Бойчевским 42686 |
Інше по темі:
|