233-й пехотный Старобельский полк Дмитрий Лукьяненко рассказывает читателям "Телегазеты" о 233-м пехотном Старобельском полке, который принял участие в сражениях Первой мировой войны, и о жизни священнослужителя 233-го пехотного полка После объявления о мобилизации в июле 1914 года было принято решение о формировании Старобельского полка, основу которого составили кадры 25-го Смоленского пехотного полка (г.Воронеж) Полк значился как пехотный и вошел в состав 59-й пехотной дивизии. Первым командиром, с 16.08.1914 г., стал Сергей Васильевич Волков в чине полковника. После Волкова, с 16.03.1917 г., полк принял под командование Иван Никифорович Соловцов. Хотя полк и считался резервным на второй линии, однако участвовал в решающих сражениях в ходе Первой мировой войны. С 15.07.1916 г. по 03.08.1916 г. принимал непосредственное участие в 1-м Ковельском сражении, с 26.07.1916 г. по 29.07.1916 г. во 2-м Ковельском сражении. А с 05.06.1916 г. по 07.06.1916 в Луцком сражении. Все эти сражения Старобельский полк провел в ходе знаменитого Брусиловского прорыва, самой удачной наступательной операции времен Первой мировой войны.
Первая битва при Ковеле
После начала Брусиловского прорыва, 4 июня 1916 г., русские войска прорвали австро-венгерский фронт, взяв Луцк, при этом захватили десятки тысяч пленных, большое число трофеев и других запасов. Неприятельское командование, видя катастрофическое положение армии, приняло решение перебросить германские войска на помощь австрийским армиям. 24 июля австро-германские войска начинают контрнаступление в Галиции.
В июле русское командование перебрасывает на юго-западный фронт резервы и 3-я, 8-я и особая армия получили приказ разгромить противника в районе Ковеля и занять город. 28 июля русские части повели решительное наступление, одержав ряд побед во встречных боях. В ходе этих боев русским войскам удалось захватить 17000 пленных и 86 орудий. В результате этих боев русские войска продвинулись на 10 км. Но прорвать мощную оборону противника не удалось. Войска продолжали наступление и вышли на подступы к Львову. 7-й армии удалось взять Галич, а 9-я армия, действовавшая в Буковине, взяла Станислав. В конце концов, 22 августа, наступление армий Юго-Западного фронта было остановлено ценой переброски на этот фронт огромных резервов Германии и Австро-Венгрии. Ковель русскими войсками так и не был взят.
Второе Ковельское сражение
Генерал Алексей Брусилов отдал директиву - 3-я армия (в районе до Пинска) должна была наступать для овладения Городок-Маневичи-Галузия, 8-й армии приказано нанести главный удар на Ковель, особой армии приказано разгромить противника в районе Ковеля и занять город. В результате наступления удалось взять Галузию, Маневичи, Городок. Однако, подтянув свежие войска, противник создал сильную оборону. Кроме того, существенную роль в срыве наступления сыграл характер местности (леса и болота) в зоне прорыва. В итоге, после 4 дней наступление остановилось без какого-либо положительного результата. В виду позднего времени года, действовать в стоходских болотах не представлялось возможным, и 4 сентября операция у Ковеля была отменена.
Таким образом, широкомасштабное наступление армий Юго-Западного фронта было остановлено, путем переброской австро-германских войск с других фронтов, а г.Ковель так и не был взят русскими войсками.
Луцкое сражение
К весне 1916 г. Алексей Брусилов принял решение наступать по всему фронту. По его плану, каждая из четырех армий, которыми он командовал, должна была совершить прорыв на своей линии фронта. Удар в сторону Луцка должна была нанести 8-я армия.
Позиции австрийцев по всей линии фронта состояли из 2-3 полос укреплений, в каждой из которых было 3 линии окопов и 16 рядов проволочных заграждений. Для нанесения удара на 16-километровом участке на луцком направлении были сосредоточены 2 корпуса - 80 батальонов и 257 орудий.
После тщательной месячной подготовки 3 июня, в 3 часа ночи, армия Брусилова начала артиллерийский обстрел, в результате чего были разрушены окопы первой полосы неприятеля. Пехота пошла на штурм и смогла выбить австрийцев с первой укрепленной полосы. 2-я полоса была занята уже на следующий день, 6 июня. А 7 июня, к 21 часу, Луцк был взят. Таким образом, армия Брусилова продвинулась за линию фронта более чем на 30 км.
Георгиевский кавалер - полковой священник
Родился Александр Федорович Шабашев 14 апреля 1881 г. в Воронеже в семье священника. Образование получил в Самарской духовной семинарии, которую окончил в 1903 г. Во время неспокойных юношеских исканий становится полковым священником 233-го Старобельского пехотного полка. Пробыл на фронте с 1914 по 1918 г.
В годы войны отец Александр был награжден Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Им отмечали священнослужителей, совершивших подвиги при непосредственной опасности для собственной жизни, под огнем неприятеля. Крест невозможно было выслужить, и он не входил в список очередных наград даже в военное время. Действительно, полковые священники порой на полях сражений показывали примеры стойкости и мужества. Они исповедовали и причащали умирающих воинов под взрывами снарядов и свистом пуль, а бывали случаи, что поднимали в атаку солдат после гибели их командира. За личное мужество в боях Александр Шабашев был награжден орденами Святого Владимира 3 степени и Святой Анны 2 степени.
Дальнейшая жизнь
После революций 1917 г., находясь в Туркестанском крае, Александр Шабашев вступил в армию адмирала Александра Колчака, где служил главным священником на Семиреченском фронте, затем управляющим военным духовенством при Верховном Правителе. Он был награжден Георгиевским крестом, а 30 апреля 1919 г. возведен в сан протоиерея. После смерти адмирала отец Александр вынужден был отступать вместе с армией на восток, где продолжил свое служение вначале корпусным, а затем и главным священником при штабе генерала Федора Пучкова на Дальневосточном фронте. В 1921 г. с остатками армии и вместе с супругой он ушел в Маньчжурию, в Китай. Два года прожил в Харбине, служа настоятелем церкви Благовещения.
Переезд в Австралию
В 1923-м вместе с матушкой и небольшой группой прихожан отец Александр перебрался в Австралию, в город Брисбен. Где в 1925 г. основал приход и начал строительство первого православного храма. Отец Александр, чтобы прокормить себя и матушку, вынужден был работать грузчиком на мельнице и лишь по субботам и воскресениям проводить церковные службы. Желая остаться в Австралии, он обратился в государственный аппарат: "Я православный священник, более двух лет провожу еженедельные службы в Брисбене без какой-либо платы. Для того, чтобы освободить новых иммигрантов от разлагающего материалистического учения, которое привело к коммунизму. Прежде в моей родной стране я был военным священником, и теперь, не имея возможности жить спокойно на моей родной земле, я вынужден искать убежища в новой стране, где я мог бы спокойно и мирно жить. Три года жизни в Австралии привели меня к мысли стать гражданином вашей страны...».
Настоятель русской церкви
После бюрократической возни в 1929 г. он принимает решение покинуть Австралию и переехать в США. В США отец Александр стал основателем и настоятелем первой русской церкви в Чикаго, с 1930 по 1932 г., настоятельствовал в Святоотеческой церкви города Нью-Йорка, а затем до 1933 г. был настоятелем Свято-Николаевской церкви в Филадельфии. В 1933 г. вернулся протоиерей в Европу, в Цюрих (Швейцария), где начал служить в только что основанном приходе во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году отец Александр был переведен в Брюссель, где стал настоятелем храма во имя Воскресения Христова и справлял должность до окончания войны в 1945 г. Благодаря стараниям отца Александра в храме появились новые иконы, богослужебные книги, облачения, утварь. При храме была организована приходская школа, где настоятель учил детей Закону Божьему и русской грамоте.
Служа в тихом, спокойном Брюсселе, отец Александр не смог остаться в стороне от событий, происходивших во второй половине 30-х годов прошлого столетия в Испании. Он стал духовным руководителем добровольческого русского отряда в рядах армии генерала Франко. К тому же необходимо заметить, что отец Александр являлся вторым по старшинству после протопресвитера Георгия Щавельского военным священником русской диаспоры.
Годы Второй мировой
Но главным делом на многие годы для отца Александра стало участие в строительстве Брюссельского Храма-Памятника "Во имя Святого и Праведного Иова Многострадального, в память Царя-Мученика Николая II и всех русских людей, богоборческой властию в смуте убиенных". 2 февраля 1936 г. состоялось торжество, связанное с закладкой Храма-Памятника.
Вторую мировую войну и оккупацию Бельгии отец Александр встретил в Брюсселе и находился в нем до ее окончания, отец Александр был назначен немецкой оккупационной властью администратором Православной Церкви в Бельгии (1940-1944) и в 1945 г. покинул страну из страха быть репрессированным за сотрудничество с немецкой властью.
После 1945 г. Отец Александр и семья переезжают в Аргентину. В Буэнос-Айресе семья Шабашевых прожила два года, в 1948 г. отец Александр переехал в Уругвай, где стал настоятелем Воскресенской церкви в Монтевидео (1948-1951), затем заместителем настоятеля Свято-Николаевского собора в Сан-Паулу (25.5.1951-1954), благочинным Сан-Паульского округа и снова настоятелем в церкви в Монтевидео (1954-1956). Стараниями отца протоиерея в Северном Уругвае была открыта Русская Духовная миссия для церковного окормления прибывших туда после окончания Второй мировой войны семей русских беженцев. Отец Александр скончался 17 января 1956 г. и после панихиды в русском храме в Монтевидио похоронен на британском кладбище. Такова была жизнь священнослужителя Старобельского 233-го полка.
Дмитрий Лукьяненко, краевед
Александр Шабашев, священнослужитель 233 полка 40751 Соддаты 233 полка с родственниками. Фото ХХ века 40752 Солдаты 233 Старобельского полка. Фото ХХ века 40753 |
Інше по темі:
|