Учитель, которого помнят
Коренная старобельчанка Мария Шелегеда 13 марта отметит свой девяностолетний юбилей. В ходе профессиональной деятельности Мария Ивановна учила детей физкультуре, русскому языку и литературе в Старобельской средней школе №1 (ныне Старобельский лицей №1)
Проработав в сфере образования 44 года, педагог с любовью вспоминает прекрасную школьную пору и учеников, которые дарили радость и улыбку учителю
Со школьной скамьи наша героиня была прилежной ученицей и радовала родителей высокими баллами в дневнике. Наиболее близкими предметами к сердцу героини были русский язык, литература и физкультура. Перечень излюбленных предметов определил профессиональный выбор Марии Ивановны. Так будущий педагог стал на дорогу к покорению "педагогического Олимпа". Начало пути После окончания школы Мария Ивановна училась в Старобельском учительском институте на филологическом факультете, после чего продолжила обучение в Луганском институте. Спорт был неотъемлемой частью жизни нашей героини, потому параллельно филологическому образованию Мария училась на факультете физического воспитания. После получения диплома молодой педагог начал работать в школе. Свои первые шаги учительница сделала в Лиманской школе. После, недолго проработав в Старобельской школе №3, Мария Ивановна перешла в Старобельскую среднюю школу №1, где работала до 1993г. Учитель физкультуры Первой главой педагогической деятельности нашей героини стала работа учительницей физической культуры. - Свое увлечение спортом я принесла в школу, - рассказывает Мария. - Первые 12 лет преподавала физкультуру. Дети, прочувствовав это, стали тянутся к спортивной жизни, которая тогда активно бурлила на спортивных площадках школы. Спортивные олимпиады Ранее в школе было принято проводить раз в четыре года спортивные олимпиады. Данное мероприятие было значимым в жизни всей школы, а подготовка к олимпиаде начиналась задолго до начала состязаний. Огромное значение соревнования имели для самих учащихся. Школьники готовили специальную форму для класса, и помогали готовить площадки к олимпиаде. - Помню, в 5 классе был мальчик Саша Осьмухин по кличке "Цеце", - рассказывает учительница с улыбкой на лице. - Я дала ему задание подготовить яму для прыжков в длину. Нужно было не только перекопать песок в яме, но и очистить дорожку для разбега, так как на ней был песок, а его необходимо было убрать, чтобы спортсменам было удобно делать разгон для успешного прыжка. Мальчик принял задание и отнесся к его выполнению весьма ответственно. Я поднялась на второй этаж и смотрю в окно, а этот мальчуган стоит на коленях и с этой дорожки сдувает песок! Вы представляете, какими были тогда детки сознательными? Как не любить их после этого? Ума не приложу! Следующий шаг Мария Ивановна как учитель физкультуры имела высокие результаты. Но во время командирских занятий преподавателей физкультуры наша героиня получила травму, которая не позволила дальше вести предмет на том уровне, которого придерживалась сама учительница. Поэтому Мария Ивановна переключилась на преподавание русского языка и литературы. - Русский язык и литература - вторая глава в моей профессиональной биографии, - повествует педагог. - Литература - дивный предмет, так как несет в себе целый мир духовности и азы человеческих отношений. Мария Ивановна в своей педагогической деятельности использовали те методы, которые помогали ей привить любовь к своему предмету. - Весна, май-месяц. У нас предвидится урок, посвященный поэзии, - говорит учительница. - Я запланировала провести урок на лоне природы. В роще нашла полянку, где мы и провели столь любопытное занятие. После вступительной беседы у нас настал час поэзии. Где дети читали заранее выученные стихотворения. Слышу, тут мальчонки начали шептаться между собой и спрашивают: "Марья Ивановна, можно отойти?". Я их отпустила. И вдруг мальчики возвращаются с букетами полевых цветов и начинают вязать венки для девочек! Общественно-полезный труд Раньше в школах были введены общественно-полезные работы. В ходе этих работ учащиеся школы отправлялись на прополки полей в сельскохозяйственные совхозы, а также могли помогать в уборке урожая лесопитомникам и даже занимались сбором металла и макулатуры. Класс Марии Ивановны всегда отличался самыми высокими результатами. Кроме этого, преподавательница использовала в своей работе уникальные методы, помогающие ей покорить сердца учащихся. - Работа на полях была тяжелой и практически невозможной в тридцатишестиградусную жару, - рассказывает Мария Ивановна. - И мне пришла мысль в голову - поменять режим работы и придать ей романтики. Объявляю ребятам: поднимите руку те, кто хочет поехать на работу в Курячевку полоть подсолнух с ночевкой. Все с большим восхищением и желанием согласились. Так, мы работали с половины пятого и успевали выполнить половину запланированных дел до жары. А когда начинался солнцепек, мы отдыхали в лесу. Ели только приготовленную на костре кашу, ребята купались в водоемах и веселились, напевая песни пионеров. Любовь к педагогу Организатором внеклассной работы ко Дню учителя был придуман оригинальный способ поздравления. Педагог-организатор вырезала из цветной бумаги огромный кленовый листочек, где ученики школы писали отзывы об учителях. Листик нашей героини был заполнен с двух сторон, что действительно говорит о любви к педагогу. Вот один из отзывов: "Мой любимый учитель в нашей школе - Мария Ивановна Шелегеда. Она замечательная учительница. Как интересно и захватывающе она проводит уроки языка и литературы. Просто невозможно на ее уроках заниматься посторонними делами, потому что сидишь и слушаешь с открытым ртом ее объяснения. Мария Ивановна на своих уроках прививает любовь к писателям, поэтам и литературе. Нина Ивченко, 10-А класс". Любовь к школе Мария Ивановна с любовью и трепетом вспоминает время, проведенное в школе, безумно скучая по преподавательской деятельности. Педагог бережно хранит воспоминания о прошлом, а вместе с ними фотографии уже взрослых воспитанников и старые школьные работы, называя имена детей, которым принадлежали уже пожелтевшие от гнета времени тетради. - По истечении уже десятка лет находясь вне стен школы, я не могу избавиться от ее магнетизма, - делится Мария Ивановна. - От воспоминания о коллегах, о тех, кто был дорог и близок... И читая газету "Гимназист" я горько плачу, ведь все это делается без меня и уже никогда - со мной. Я храню письменные работы тридцатилетней давности, которые мне нравились искренностью, заинтересованностью темой и неординарностью мышления. И когда мне становится особенно грустно и тоскливо, я достаю эти пожелтевшие тетради и перечитываю вновь дорогие мне строки. И в моей памяти из далекого прошлого всплывают милые мне лица и голоса, даруя мне радость и теплые воспоминания. Но не только старые тетради приносят радость и приятные воспоминания о прошлом, но и сами выпускники продолжают навещать педагога и поздравлять с днем рождения по истечению многих лет после выпуска со школы. - Вы можете поверить, что ученики школы по истечению 60 лет после выпуска поддерживают отношения со своим учителем? - спрашивает Мария Ивановна. - А со мной общаются до сих пор! Два года назад раздается телефонный звонок: "Марья Ивановна, вы меня узнаете? Это Нинка Тютюнник, закончила школу в 1962 г., звоню вас поздравить с днем рождения!". А спрашиваю: "Ты помнишь о моем дне рождения?" на что она ответила: "А кто же вас забудет?". Ярослав Гальченко Фото из личного архива Марии Шелегеды
Учитель, которого помнят
Мария Шелегеда - настоящий мастер педагогической деятельности
40213
Учитель, которого помнят
Мария Шелегеда в молодости
40212