Старобельск и Волынская Святыня
Александр Леоничев, любитель истории родного края, рассказывает читателям "Телегазеты" о крестном ходе с Волынской Святыней, который проходил и по землям Старобельского уезда
Церковное шествие в Старобельском уезде с Волынской Святыней состоялось в 1916 году
Шла первая мировая война. Русская армия после первых успехов на европейском театре военных действий в 1914 году терпела поражение и отступала. Неудачи на фронтах породили беженцев, устремившихся в поисках безопасности на восток. В этом большом разнообразном людском потоке были и монахи. Последние, боясь гонений и разорения, забирая с собой самое ценное, покидали свои обители в поисках новых пристанищ. Так, с приближением фронта к Милецкому мужскому монастырю, находившемуся в селе Мильцы Волынской губернии, при эвакуации часть иноков перешла в монастырь, расположенный в городе Богодухов. Другая часть вместе с архимандритом Александром остановилась в городе Изюм. Свою главную святыню - чудотворный образ святителя Николая иноки поместили в местном соборном храме. Это были нелегкие годы для братии и, чтобы как-то поддержать их, с разрешения и благословения архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония (в миру Алексей Павлович Храповицкий) были организованы крестные ходы по Харьковской епархии с Волынской Святыней. Ход с Волынской Святыней Ход начался 5 июля 1916 года из города Изюма и продолжался по 3 октября включительно, охватив многочисленные населенные пункты Изюмского, Купянского и Старобельского уездов. Это было значимое событие в церковной жизни Харьковской губернии, широко освещаемое во многих изданиях местной прессы. Вот некоторые подробности этой акции, опубликованные в еженедельном журнале харьковской епархии «Пастырь и паства» за 22 октября 1916 года: «Во всех селениях и городах народ устраивал Святыне торжественные встречи и проводы. Величественные и трогательные картины представлялись при встрече крестных ходов по вечерам в тихую ясную летнюю погоду, когда тысячные толпы народа, сопровождавшие Святой Образ и выходившие Ему на встречу, сходились с зажженными свечами и пением. Вот на далекое пространство длинною цепью по дороге растянулся с той и другой стороны православный христианский люд. Целое море огоньков потянулось друг другу на встречу, сходясь все ближе и ближе. Наконец, они слились в одно громадное зарево, среди которого на фоне вечерних сумерек блестит в серебряной ризе Чудотворный Образ. Взявши икону, народ направляется в храм, где сейчас же соборно духовенством совершались торжественное всенощное бдение, а на следующий день литургия и акафист Святителю Николаю. За каждым Богослужением сопровождающими икону помощниками Епархиального миссионера священниками: Сергеем Лядским, Григорием Поповым, Михаилом Рубинским и отцами настоятелями церквей произносились назидательные поучения. После служб в храме в летние месяцы днем и ночью беспрерывно Святой Образ носим был, по просьбе прихожан, по дворам для служения перед Ним молебнов. Большой размер образа (выше роста человеческого) не позволял Его вносить в дома, посему он ставился во дворе перед столом, покрытым скатертью с хлебом, солью, святой водою, которой окроплялся дом и двор после молебна. Каждая семья, приглашавшая к себе Святой Образ, встречала сию Святыню в воротах своего дома, усыпанного песком и цветами, наклонившись до земли, чтобы она прошла над ними и осенила их. Желающих принять к себе Святой Образ было везде так много, что в некоторых селениях за неимением времени многим пришлось отказывать, а в других местах простаивать по несколько дней сверх назначенного времени в маршруте. Так в многолюдной слободе Сватово Святой Образ пробыл вместо трех дней целых семь. Здесь прихожане и духовенство особенно усердно принимали и чествовали Святыню. Провожать Святой Образ из селения вышли многочисленные толпы народа с железнодорожным оркестром духовой музыки». Шествие в Старобельском уезде В Старобельском уезде церковное шествие проследовало через «слободы Рудовка, Мостки, Калмыковку, Казначеевку, Подгоровку, Лиман, Проезжее, Булавиновку, Половинкино, Байдовку, Шульгинку, Спеваковку, Штормово, Денежниково, Новый-Айдар, Бахмутовка, Гречишкино, Муратово, Бобров Хутор, Смоляниново и Боровское». В Старобельске икона пребывала с конца июля по 16 августа. На площади были отслужены общий и благодарственный молебны. Последний «по случаю успехов нашего оружия над врагами с провозглашением многолетия Царствующему Дому, Правительствующему Синоду, воинству и Высокопреосвященнейшему Антонию, Архиепископу Харьковскому и Евлогию Волынскому». Во время пребывания Чудотворного Образа в женском монастыре торжество усугубилось еще тем обстоятельством, что 15 и 16 августа служил всенощные бдения и божественные литургии преосвященный Федор (Федор Лебедев), Епископ Старобельский (назначен епископом Старобельским 14 мая 1916 года), впервые посетивший свою новую кафедру. Во время хождения по домам со Святой Иконою там, где есть убитые на войне, служились, кроме молебнов, краткие панихиды по убиенным. История иконы Что же это за икона была, и какова ее история? Из книги «Девятисотлетие православия на Волыни» 1892 года издания мы узнаем, что по народному сказанию, первые иноки Мелецкие вышли из обители Вербковской, бывшей на одном из островов реки Турии, в 3-х верстах от города Ковеля. Спускаясь вниз по течению реки для ловли рыбы, иноки этой обители часто доплывали до того места, на котором стоит теперь Мелецкий монастырь. Прекрасное местоположение, роскошные леса, окружавшие в то время эту местность, привлекали взоры иноков, которые не иначе называли это место, как «милым»; отсюда и произошло название урочища «Мильцы», а впоследствии «Мельцы». Иноки решили навсегда остаться в Милецкой пустыни, представлявшей больше удобств для иноческой жизни, чем обитель Вербковская, и положили, таким образом, основание Мелецкого монастыря. Из обители они принесли и чудотворный образ святителя Николая. «Около 1540 года Федор Андреевич Сангушко, Староста Владимирский, маршалок земли Волынской, будучи на охоте в окрестностях Мелец, зашел в монастырь. Пустынное местоположение обители и уединенная подвижническая жизнь единоверных с ним православных иноков произвели благотворное действие на боголюбивого князя. Он дал обет построить в этой обители каменную церковь вместо прежней деревянной. Обет был немедленно исполнен. Так была выстроена прочная каменная церковь и освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь эта существует до настоящего времени». Забранная иноками из Милецкой обители древняя икона в 1916 году была расчищена от поздних росписей Иваном Москалевым, учеником выдающегося художника Ильи Репина. После этого образ датировали XVI веком. Позднее, в советские времена, икона находилась в Харьковском художественном музее. Во время немецкой оккупации след ее был утрачен. Александр Леоничев
Старобельск и Волынская Святыня
Крестный ход в Старобельске, 2015 год
40585
Старобельск и Волынская Святыня
Илья Репин. Крестный ход в дубовом лесу
40586