Безопасность в сети Интернет
С развитием технологий все больше людей совершают покупки в сети Интернет. Кроме очевидных преимуществ, онлайн-покупки имеют подводные камни в виде мошенничества
Украинцы все чаще совершают покупки в сети Интернет. Это и неудивительно, ведь за последний десяток лет интернет-торговля только укрепила свои позиции на рынке. Бесспорно, онлайн-шоппинг обладает рядом преимуществ: быстро, удобно, ненужно выходить из дома, более широкий ассортимент товаров. Но и рисков здесь хватает, ведь шанс встретить киберпреступников, желающих овладеть вашими банковскими реквизитами или деньгами напрямую, в разы выше, чем встретить реальных грабителей. Истории из жизни Возможно, вы не раз слышали истории о том, как люди из числа знакомых попадались на крючок интернет-мошенника и так теряли денежные средства. Слушая такую историю, наверное, каждый думает, что никогда не попадется на такую схему. Тем не менее, мошенники продолжают находить новых жертв. К примеру, автор статьи в 2013 году попался на мошеннические схемы и перевел 50 грн на карту интернет-грабителя. Продавец утверждал, что данный перевод необходимо провести для предоплаты за доставку на случай, если покупатель откажется забирать товар на почте. Но после банковской операции продавец испарился и больше не выходил на связь. А бывают случаи, когда сумма денежного перевода на карту мошенника достигает колоссальных размеров. Так, совсем недавно мы писали о жителе села Байдовка, который на сайте "OLX" нашел объявление о продаже трактора и перевел 5000 грн предоплаты, а потом, по просьбе продавца - еще 38 тысяч грн. Трактора, естественно, байдовчанин не дождался. К сожалению, такие случаи - не редкость, а люди и дальше продолжают терять свои деньги из-за мошенников. Как воруют данные Один из видов интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей (логинам, паролям, данным лицевых счетов и банковских карт) называется фишинг. Данный вид обмана в сети является главным оружием киберпреступников. В основном, мошенники используют метод проведения массовых рассылок от имени популярных компаний или организаций, содержащих ссылки на ложные сайты, внешне неотличимые от настоящих. При помощи таких рассылок мошенники играют на психологии, ведь часто в таких письмах требуют "подтвердить аккаунт" или "восстановить доступ к банковскому счету". Внешне кажется, что фишинговые сообщения приходят от имени популярных организаций или компаний (например, ваш банк, известный интернет-магазин), однако на самом деле они являются поддельными. Такие сообщения содержат ссылку на специальный фишинговый сайт, иными словами сайт-двойник. К примеру, это может быть поддельный сайт банка, интернет-магазина или двойник сайта объявлений. Если жертва не заметила подмены, тогда после ввода своих личных данных (логина, пароля интернет-банка или реквизитов банковской карты) мошенники могут получить ваши деньги и списать их со счета. Фальшивые работники банка Данный вид мошенничества хоть и не связан напрямую с покупками в Интернете, но занимает лидирующие позиции по воровству личных данных и денежных средств. В чем же загвоздка? Люди "ведутся" на звонки и сообщения, отправленные фальшивыми работниками банка. Чаще всего в таких сообщениях указывается, что ваша карта заблокирована или что на ней произошло несанкционированное списание денежных средств. В конце указываются номера телефонов "горячей" линии банка. Мошенники в таком случае рассчитывают на то, что взволнованная жертва перезвонит на указанные номера, а те в свою очередь выудят данные банковской карты или же другую информацию. Совсем недавно похожий случай случился в Старобельске. 58-летняя женщина ответила на звонок неизвестного, который представился работником ПриватБанка и сообщил, что ее банковская карта заблокирована, а для ее разблокировки необходимо сообщить коды карты. После того, как она продиктовала всю информацию злоумышленнику, с ее банковской карты были сняты 19 тыс. грн. Очевидно, что в краже средств со счета чаще всего виноваты вовсе не банки, платежные системы или онлайн-магазины, а сами доверчивые пользователи. Киберпреступники знают множество уловок, чтобы втереться в доверие к людям. И ваша задача - на эти уловки не попасться. Никогда не сообщайте посторонним данные своей карты, персональные данные и коды из СМС. Никому не говорите ваш ПИН-код и код проверки подлинности карты (CVV2/CVC2) - последние три цифры на ее оборотной стороне. Даже сотрудники банка не вправе требовать от вас эти данные. Если кто-либо пытается их узнать, будьте уверены - это мошенник. Как не стать жертвой фишинга Следуйте принципам безопасного поведения в Интернете и никогда не переходите по ссылкам из писем, СМС и сообщений в мессенджерах от неизвестных отправителей. Даже если сообщение пришло от знакомого вам человека или организации, не спешите открывать их. Возможно, мошенники взломали аккаунт знакомого и теперь хотят получить доступ к вашим личным данным. Особенно подозрительно, если вы получили в письме только ссылку от знакомого человека, с которым давно не общались. Также не загружайте вложенные файлы из сообщений электронной почты, которых вы не ожидали. Обеспечьте надежной защитой свои пароли и не сообщайте их никому. Пароль должен быть сложным и включать в себя не только буквы, но и цифры, символы, а также заглавные и строчные буквы. Кроме того, на каждом отдельном ресурсе лучше иметь разные пароли, а не использовать везде одинаковый пароль. Внимательно проанализируйте адрес сайта, на который вы были переадресованы. В большинстве случаев фишинга, несмотря на то, что сайт выглядит идентично настоящему, URL-адрес может отличаться от оригинального. Например, заканчиваться на .com вместо .gov или вовсе иметь лишнюю букву или цифру в адресе. Мошенники на известных ресурсах Чаще всего доверчивые пользователи попадаются на крючок мошенника именно во время покупок на просторах сети Интернет. Одним из распространенных видов интернет-мошенничества является функционирование ложных интернет-магазинов. Такие магазины могут предлагать товары, которых у них нет, или они в ненадлежащем состоянии. Опасайтесь продавцов, предлагающих товары по очень низкой цене, но с частичной или полной предоплатой. Для покупок в Интернете лучше использовать проверенные интернет-площадки, администраторы которых могут гарантировать вам возврат средств в случае, если товар не будет отправлен или он будет ненадлежащего качества. Если у вас есть необходимость воспользоваться услугами неизвестного вам интернет-магазина, то обязательно изучите отзывы о продавце и покупайте товары с наложенным платежом - оплачивайте стоимость товара после получения и осмотра. Бывают случаи, когда посылка пришла наложенным платежом, но осмотр ее запрещен. Если вы столкнулись с такой ситуацией, не спешите открывать посылку, так как работники почты обяжут вас оплатить товар, а там может оказаться совсем не то, что вы заказали. Поэтому лучше вообще отказаться от посылки. Но, к сожалению, встречаются случаи, когда даже на проверенной интернет-площадке встречаются мошенники. Совсем недавно Марина Мухина, корреспондентка "ТЕЛЕгазеты", попала в подобную ситуацию. Вот что рассказала Марина: "Я искала себе дубленку, а в рекомендациях у меня появилось объявление с сайта Shafa.ua. Я написала продавцу. Продавец указала на то, что работает по 100% предоплате. Я перевела 740 грн + комиссия, так как "Shafa" - известная мне площадка, поэтому подозрений у меня не возникло. Во время перевода были видны реквизиты продавца, ее имя и фамилия. Она сообщила, что отправит товар через пару дней. Но вскоре мне пришло письмо от администрации ресурса "Shafa", что данный продавец - мошенник и его заблокировали. Переписка с продавцом пропала. Я обратилась в службу поддержки, чтобы мне предоставили ее контакты, так как хочу написать заявление в полицию, на что администрация сайта пообещала помочь и вернуть деньги, если переписка велась в самом приложении. Также я написала заявление в полицию, а "Shafa" пока еще деньги не вернула". Покупки на платформе онлайн-объявлений Желание сэкономить движет людьми. С этой целью они обращаются на вторичные рынки. Таким ресурсами выступают платформы онлайн-объявлений. На них можно встретить не только бывшие в употреблении товары, но и новые. Но и здесь встречаются мошенники. При покупке на платформе онлайн-объявлений обращайте внимание на: - цену - она должна быть ненамного ниже рыночной стоимости желаемого товара. Прежде чем выбирать, стоит посмотреть среднюю цену на подобные предложения. Очень соблазнительные варианты могут являться сигналом о мошенничестве; - фото - они должны соответствовать описанию и быть реальными, а не из сети. Проверить фото можно в поиске изображений Google. Поиск не должен находить множество идентичных фотографий; - описание товара - если его нет или оно частично или полностью написано латиницей или непонятными символами, такое предложение лучше не рассматривать. Кроме того, во время общения с продавцом важно не переходить к посторонним мессенджерам, не переходить по неизвестным ссылкам (даже якобы для оплаты) и тщательно проверять ссылку в адресной строке. Кроме того, подобные сайты предоставляют услуги по безопасной доставке. Лучше воспользоваться ими, так как это обезопасит ваш электронный кошелек. Если стали жертвой интернет-мошенников Если вы стали жертвой киберпреступников, необходимо обратиться в ближайший отдел полиции или позвонить по телефону 102. Соберите информацию, подтверждающую факты совершения мошеннических действий: чеки об оплате, квитанции из банка о проведении денежных операций, распечатки объявлений, ссылки на сайт и т.д. Обратитесь к администратору сайта с целью блокировки страницы мошенника, а также позвоните в банк, через который были произведены платежные операции, сообщите, что перевод произведен на карту мошенника. Если мошеннику стали известны банковские данные, тогда попросите работников банка заблокировать карту. После привлечения виновного к уголовной ответственности, вы можете обратиться в суд с требованием возмещения материального и морального вреда. Согласно части первой статьи 1212 Гражданского кодекса Украины лицо, которое приобрело имущество или сохранило его у себя за счет другого лица (потерпевшего) без достаточного правового основания (безосновательно приобретенное имущество), обязано вернуть потерпевшему это имущество. Поэтому действенным способом защиты в случае, если вы перечислили средства мошенникам в Интернете, может быть обращение в суд с иском о возврате безосновательно приобретенных средств к владельцу банковского счета, на который осуществлено зачисление финансов. Ярослав Гальченко Фото Татьяны Костянниковой Благодарим за помощь в подготовке материалов страницы пресс-службу Старобельского районного управления полиции
Безопасность в сети Интернет
Не спешите заказывать товар, если продавец требует частичную или полную предоплату
43242