Аутизм: причины и "первые звоночки" По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, приблизительно один из 270 человек страдает от аутизма Расстройства аутистического спектра (РАС) - общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами.
До конца не исследовано
Описание аутизма - это довольно сложная задача. Частично это связано с тем, что медицинские исследователи пока не знают, что именно его вызывает и какие процессы в организме и мозге приводят к этой инвалидности. Другая причина в том, что огромное разнообразие симптомов и проявлений - это сама по себе особенность расстройств аутистического спектра. В результате, невозможно дать универсальное определение аутизма.
Например, у одного человека с аутизмом может быть много сенсорных проблем, включая повышенную чувствительность к громкости и высокому тону звуков, в то время как у другого человека может вообще не быть сенсорной чувствительности.
В переводе слово "аутизм" обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобным заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а в его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Почему так происходит
Научно доказанных причин возникновения аутизма у детей пока нет. Исследования показывают, что это расстройство генетическое. Тем не менее, его развитие зависит от социальных факторов, экологии, инфекционных заболеваний и т.д. Таким образом, можно выделить некоторые основные негенетические причины появления аутизма у детей:
- неправильное питание и нарушенный обмен веществ;
- попадание в организм тяжелых металлов или нейротоксинов;
- нарушения моторного развития, мозговой деятельности;
- стрессы, переутомление, вызванное темпом жизни.
Чаще всего к появлению РАС приводит сочетание различных факторов, например, генетическая предрасположенность и действие какого-либо микроорганизма во время внутриутробного развития.
Симптомы и признаки
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм, и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые. Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Для них характерны определенные трудности с социальным взаимодействием и общением. Другими особенностями являются нетипичные модели действий и поведения, такие как трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения.
Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают от тяжелых нарушений и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Аутизм часто влияет на возможности для получения образования и трудоустройства. Кроме того, семьям, обеспечивающим уход и поддержку, часто приходится довольно нелегко. Отношение общества и уровень поддержки, оказываемой местными и национальными властями, являются важными факторами, определяющими качество жизни людей с аутизмом.
Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях.
Главные признаки
Первые главные симптомы аутизма у детей:
1. Младенец не реагирует на речь, не поворачивает голову к говорящему с ним, не реагирует на свое имя к концу первого года жизни.
2. Малыш не указывает пальцем на интересующие его предметы, не машет на прощание, не пытается рассказать с помощью жестов о своих желаниях.
Нет эмоциональной реакции на вербальные (словесные) и невербальные (жесты, улыбка, кивок головой и т.п.) попытки вступить с ним в беседу.
Не пытается разделить с кем-нибудь свои интересы или радость, не привлекает внимание других
3. Внезапная потеря всех навыков, а также речи.
То есть, если он сначала делал все "как надо", а потом резко перестал, у родителей есть серьезный повод обеспокоиться.
Дети с аутизмом внешне ничем не отличаются от остальных детей.
Но им тяжелее идти на контакт, они могут долгое время вообще не разговаривать.
Как уже говорилось выше, у большинства детей симптомы аутизма проявляются к 3 годам.
Чаще всего об аутизме можно говорить, если ребенок:
- почти не разговаривает;
- мало жестикулирует;
- монотонно повторяет одно и то же действие;
- не контактирует с другими детьми или взрослыми и ведет себя не так, как одногодки;
- тяжело идет на зрительный контакт;
- не отзывается на свое имя.
О лечении и "профилактике"
Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел "Психические расстройства и расстройства поведения", поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру.
Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.
Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз "Аутистическое поведение"
Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения. На сегодня способа полностью вылечить аутизм не существует.
Но развитие ребенка с аутизмом и качество его жизни можно значительно улучшить, если вовремя провести коррекцию и правильно организовать жизненное пространство.
Коррекция детского аутизма предусматривает работу над поведением и навыками общения, медикаментозное лечение, биомедицинский подход (здоровое питание, употребление полезных веществ). Аутизм профилактике не поддается.
Советы и рекомендации
Залогом успешной реабилитации детей с аутизмом (РАС) является комплексный подход к лечению, сопровождение дефектолога, психолога, заботливые и терпеливые родители.
Несколько простых правил родителям, которые помогут скорректировать аутизм у их ребенка:
1. Создайте для своего ребенка четкий распорядок дня и не нарушайте его.
2. Не меняйте резко обстановку и привычки ребенка.
3. Не ругайте и не наказывайте ребенка.
4. Убедитесь, что ребенок регулярно делает физические упражнения.
5. Не позволяйте ребенку переутомляться.
6. Будьте терпеливы и не торопите ребенка, когда он что-то делает.
7. Общайтесь с ребенком и проводите с ним время как можно чаще.
8. Чтобы привить ребенку необходимые навыки, постоянно повторяйте действия (например, постоянно повторяйте с ним, как чистить зубы).
9. Чтобы установить контакт с ребенком, часто обращайтесь к нему. В раннем возрасте берите его на руки, обнимайте.
Аутизм - это не болезнь, а расстройство развития.
Главное отличие в том, что у болезни есть начало, период протекания и окончание.
РАС не заразен, аутизмом нельзя "заболеть" - он есть у человека с рождения.
О важности игр
Сенсорные игры помогут ребенку лучше почувствовать, увидеть и распознать мир.
Через игру передаются положительные эмоции, есть возможность контакта и общения с другими людьми.
Важную роль играют игрушки.
С их помощью ребенок познает различные ощущения:
• зрительные (цвет, размер, форма предметов);
• слуховые (звуки, музыка);
• тактильные (фактура материала, отверстия в игрушках, шнуровки);
• обонятельные (запах пищи, природных материалов);
• вкусовые (вкус различных продуктов);
• двигательные (ориентация в пространстве, равновесие).
Марина Мухина
Фото предоставила Ирина Гречишкина
Благодарим за помощь в подготовке материалов страницы логопеда-дефектолога - Ирину Гречишкину Развивающие и постоянные занятия со специалистами - залог успешной реабилитации 41159 Сенсорные игры помогают в реабилитации детей с РАС 41162 |
Інше по темі:
|