Аутизм: причины и "первые звоночки"
По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, приблизительно один из 270 человек страдает от аутизма
Расстройства аутистического спектра (РАС) - общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами. До конца не исследовано Описание аутизма - это довольно сложная задача. Частично это связано с тем, что медицинские исследователи пока не знают, что именно его вызывает и какие процессы в организме и мозге приводят к этой инвалидности. Другая причина в том, что огромное разнообразие симптомов и проявлений - это сама по себе особенность расстройств аутистического спектра. В результате, невозможно дать универсальное определение аутизма. Например, у одного человека с аутизмом может быть много сенсорных проблем, включая повышенную чувствительность к громкости и высокому тону звуков, в то время как у другого человека может вообще не быть сенсорной чувствительности. В переводе слово "аутизм" обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобным заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а в его действиях зачастую отсутствует социальный смысл. Почему так происходит Научно доказанных причин возникновения аутизма у детей пока нет. Исследования показывают, что это расстройство генетическое. Тем не менее, его развитие зависит от социальных факторов, экологии, инфекционных заболеваний и т.д. Таким образом, можно выделить некоторые основные негенетические причины появления аутизма у детей: - неправильное питание и нарушенный обмен веществ; - попадание в организм тяжелых металлов или нейротоксинов; - нарушения моторного развития, мозговой деятельности; - стрессы, переутомление, вызванное темпом жизни. Чаще всего к появлению РАС приводит сочетание различных факторов, например, генетическая предрасположенность и действие какого-либо микроорганизма во время внутриутробного развития. Симптомы и признаки Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм, и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые. Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи. Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Для них характерны определенные трудности с социальным взаимодействием и общением. Другими особенностями являются нетипичные модели действий и поведения, такие как трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения. Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают от тяжелых нарушений и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Аутизм часто влияет на возможности для получения образования и трудоустройства. Кроме того, семьям, обеспечивающим уход и поддержку, часто приходится довольно нелегко. Отношение общества и уровень поддержки, оказываемой местными и национальными властями, являются важными факторами, определяющими качество жизни людей с аутизмом. Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях. Главные признаки Первые главные симптомы аутизма у детей: 1. Младенец не реагирует на речь, не поворачивает голову к говорящему с ним, не реагирует на свое имя к концу первого года жизни. 2. Малыш не указывает пальцем на интересующие его предметы, не машет на прощание, не пытается рассказать с помощью жестов о своих желаниях. Нет эмоциональной реакции на вербальные (словесные) и невербальные (жесты, улыбка, кивок головой и т.п.) попытки вступить с ним в беседу. Не пытается разделить с кем-нибудь свои интересы или радость, не привлекает внимание других 3. Внезапная потеря всех навыков, а также речи. То есть, если он сначала делал все "как надо", а потом резко перестал, у родителей есть серьезный повод обеспокоиться. Дети с аутизмом внешне ничем не отличаются от остальных детей. Но им тяжелее идти на контакт, они могут долгое время вообще не разговаривать. Как уже говорилось выше, у большинства детей симптомы аутизма проявляются к 3 годам. Чаще всего об аутизме можно говорить, если ребенок: - почти не разговаривает; - мало жестикулирует; - монотонно повторяет одно и то же действие; - не контактирует с другими детьми или взрослыми и ведет себя не так, как одногодки; - тяжело идет на зрительный контакт; - не отзывается на свое имя. О лечении и "профилактике" Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел "Психические расстройства и расстройства поведения", поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты. Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз "Аутистическое поведение" Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения. На сегодня способа полностью вылечить аутизм не существует. Но развитие ребенка с аутизмом и качество его жизни можно значительно улучшить, если вовремя провести коррекцию и правильно организовать жизненное пространство. Коррекция детского аутизма предусматривает работу над поведением и навыками общения, медикаментозное лечение, биомедицинский подход (здоровое питание, употребление полезных веществ). Аутизм профилактике не поддается. Советы и рекомендации Залогом успешной реабилитации детей с аутизмом (РАС) является комплексный подход к лечению, сопровождение дефектолога, психолога, заботливые и терпеливые родители. Несколько простых правил родителям, которые помогут скорректировать аутизм у их ребенка: 1. Создайте для своего ребенка четкий распорядок дня и не нарушайте его. 2. Не меняйте резко обстановку и привычки ребенка. 3. Не ругайте и не наказывайте ребенка. 4. Убедитесь, что ребенок регулярно делает физические упражнения. 5. Не позволяйте ребенку переутомляться. 6. Будьте терпеливы и не торопите ребенка, когда он что-то делает. 7. Общайтесь с ребенком и проводите с ним время как можно чаще. 8. Чтобы привить ребенку необходимые навыки, постоянно повторяйте действия (например, постоянно повторяйте с ним, как чистить зубы). 9. Чтобы установить контакт с ребенком, часто обращайтесь к нему. В раннем возрасте берите его на руки, обнимайте. Аутизм - это не болезнь, а расстройство развития. Главное отличие в том, что у болезни есть начало, период протекания и окончание. РАС не заразен, аутизмом нельзя "заболеть" - он есть у человека с рождения. О важности игр Сенсорные игры помогут ребенку лучше почувствовать, увидеть и распознать мир. Через игру передаются положительные эмоции, есть возможность контакта и общения с другими людьми. Важную роль играют игрушки. С их помощью ребенок познает различные ощущения: • зрительные (цвет, размер, форма предметов); • слуховые (звуки, музыка); • тактильные (фактура материала, отверстия в игрушках, шнуровки); • обонятельные (запах пищи, природных материалов); • вкусовые (вкус различных продуктов); • двигательные (ориентация в пространстве, равновесие). Марина Мухина Фото предоставила Ирина Гречишкина Благодарим за помощь в подготовке материалов страницы логопеда-дефектолога - Ирину Гречишкину
Проблема аутизма
Развивающие и постоянные занятия со специалистами - залог успешной реабилитации
41159
Проблема аутизма
Сенсорные игры помогают в реабилитации детей с РАС
41162